МБДОУ" Старопестеревский детский сад общеразвивающего вида"

Адрес: Кемеровская об.Беловский район.С.Старопестерево.ул.Центральная19А
Телефон: 53-3-95
Эл. почта: detsad_sp@mail.ru

Программа духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки»

Программа духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки» в дошкольном образовании направлена на присоединение детей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.

АННОТАЦИЯ к программе «Социокультурные истоки»авторы: И. А. Кузьмин, А. В. Камкин

Программа «Социокультурные истоки» существенно наполняет образовательные область«Социально - коммуникативная» «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое», «Физическое развитие» новым социокультурным и духовно-нравственным  
содержанием.
Программа позволяет сформировать у детей целостное представление о ближайшей социокультурной среде, в которой они живут и развиваются подвести их к пониманию существования внутреннего мира человека и взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего; стимулирует мотивацию к самосовершенствованию формирующейся личности ребенка. Программа позволяет комплексно, системно, интегративно, опираясь на отечественные традиции, в тесномсотрудничестве с семьей решать задачи духовно-нравственного развития дошкольников.

Программа рассчитана на 4 года развития детей с 3 до 7 лет.

Педагогическая деятельность с детьмии их родителями в Программе выстроена на основе системы активных форм обучения.
Основная цель
заложить формирование духовно – нравственной основы личности, а также присоединить
ребенка и его родителя к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.

Комплект состоит из 17 книг:

  • три книги для детей 3–4 лет («Доброе слово», «Добрый мир», «Добрая книга»);
  • четыре книги для детей 4–5 лет («Дружная семья», «В добрый путь», «Добрая забота», «Благодарное слово»);
  • пять книг для детей 5–6 лет («Верность родной земле», «Радость послушания», «Светлая Надежда», «Добрые друзья», «Мудрое слово»);
  • пять книг для детей 6–7 лет («Сказочное слово», «Напутственное слово», «Светлый образ», «Мастера и рукодельницы», «Семейные традиции»).

Весь комплект книг полностью соответствует структуре и содержанию программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования, содержит осваиваемые категории (Слово, Образ, Книга; Родной очаг, Родные просторы, Труд земной, Труд души; Вера, Надежда, Любовь, Мудрость; Традиции Слова, Образа, дела, праздника). 

Книги для развития представляют принципиально новый вид инструментария, предложенный для дошкольного образования. Они предназначены для совместной работы педагогов, детей и их родителей.

Новый вид инструментария для дошкольного образования имеет следующие отличительные способности:
во-первых, он направлен в равной степени на развитие духовно-нравственных ценностей как ребенка, так и его родителей;
во-вторых, для каждой темы подобрано главное произведение, позволяющее выйти на размышление по осваиваемым категориям (главное произведение выделено особой рамочкой-заставкой и буквицей);
в-третьих, книги для развития подготовлены для взаимодействия детей и родителей в процессе духовно-нравственного воспитания;
в-четвертых, для каждой книги в целом и каждого произведения продуманы и подготовлены образы-иллюстрации, позволяющие получить образно-эмоциональное восприятие духовно-нравственного контекста произведения и осваиваемых категорий;
в-пятых, в русских народных сказках восстановлен первоначальный контекст категорий и ценностей;
в-шестых, для каждой осваиваемой темы подготовлены страницы Альбома «Мои Истоки»,над которой может потрудиться ребенок вместе с родителями и закрепить в образе осваиваемые духовно-нравственные категории;
в-седьмых, для каждой темы подготовлены активные занятия, направленные на развитие системы духовно-нравственных ценностей личности (методическая разработка по активным занятиям для дошкольного образования представлена в сборнике «Истоковедение», т. 5)

Содержательная основа программы
система понятий и категорий, которые позволяют сформировать у детей целостное представление о ближайшей социокультурной среде, в которой они живут и развиваются, подвести их к пониманию существования внутреннего мира человека и взаимосвязи прошлого,настоящего и будущего.

Совместная образовательная деятельность проходит через все виды детской деятельности:
 Игровая
 Коммуникативная
 Восприятие художественной литературы
 Самообслуживание и элементы бытового труда
 Конструирование из различных материалов
 Изобразительная
 Музыкальная
 Двигательная
Существенной особенностью данной Программы является непосредственное участие родителей в подготовке и проведении совместной образовательной деятельности. Активное взаимодействие с ребенком в условиях ДОУ, возможность наблюдать опыт, имеющийся у других родителей,позволяют взрослым приобретать новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение.
Особое место в рамках программы отводится активным формам обучения
 Работа в паре
 Работа в микрогруппе
 Ресурсный круг
Позитивный опыт общения с воспитателем, родителями и сверстниками, ресурс успеха,получаемый каждым ребенком в совместной деятельности, создают условия для формирования адекватной самооценки, предотвращают возникновение эмоциональной отчужденности,проявляющейся в тревожности, негативизме и агрессии данные формы работы позволяют преодолеть опасную тенденцию интеллектуализации дошкольного образования, ведущего кподавлению творчества.